История создания учреждения

Военное время

Деятельность Федерального государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования « Северо-Кавказский УТЦ ГА» начинает отсчёт с 1934 года, когда одновременно с образованием АЧКУ ГВФ (приказ начальника ГУ ГВФ от 1 июня 1934 года), при Ростовском отряде ГВФ были созданы учебные курсы.

К сожалению, документы довоенного периода функционирования учебных курсов не сохранились, т.к. были уничтожены при отступлении наших войск из Ростова-на-Дону.

...

С первых дней войны работники учебных курсов, вместе с работниками Ростовского отряда ГВФ встали на защиту нашей Родины. В 1942 году, в соответствии приказу СКВО, работники учебной эскадрильи были зачислены в отряд спецназначения ГВФ, командиром которой был назначен Гарниер Николай Николаевич. В конце 1942 года этот отряд был зачислен в 8-й авиаполк ГВФ, в рядах которого отличились при выполнении заданий работники бывших учебных курсов т.т. Величко, Никонов, Синявский и другие. К концу войны этот полк был преобразован в 23-й авиаполк ГВФ, который впоследствии получил наименование «Берлинский» и был награждён орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого. При выполнении ответственных заданий Верховной Ставки и ГКО СССР отличились наши работники Романов Н.С., Кадышевский Н.Д., Быба А.З., Каскин А.А. и др.

Гарниер Николай Николаевич

Командир отряда спецназначения ГВФ.

На фронте с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945.

Особая группа 8-го авиаполка отдельной дивизии Генерального штаба.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2 степени и медалями.

Послевоенное время.

После окончания войны началось восстановление народного хозяйства в стране и дальнейшее развитие гражданской авиации. На юг России начали поступать, наравне с самолётами ПО-2, самолёты ЛИ-2 и появилась необходимость в создании учебной базы для авиаперсонала. В октябре 1946 года приказом ГУ ГВФ были восстановлены учебные курсы и создан 9-й Авиационный учебно-тренировочный отряд ГВФ, командиром которого был назначен Быба Александр Зиновьевич, он руководил отрядом до 1952 года. Преподавание велось практически по тем же программам, что и в довоенный период. Личный состав учебно-тренировочный отряда (УТО) приложил много усилий для восстановления наглядных пособий и развития учебного процесса. Большой вклад в дело восстановления и развития внесли преподаватели Александров, Уманский, Хованская, Рустанович, Запорожский и другие.

Начиная с 1950 года, на эксплуатацию в южные районы России поступили самолёты АН-2 и УТО был оснащён тренажёром АН-2. Далее, с поступлением самолётов ИЛ-14, УТО был получен тренажёр ИЛ-14. Большую работу по подготовке лётного персонала проделал инструктор тренажёра КТС ИЛ-14 — Шереметьев П.В.

Начиная с 1959 года, на юге России началось освоение турбовинтовой и реактивной авиатехники. На смену самолётам с поршневыми двигателями пришли самолёты АН-10, АН-12, АН-24, ТУ-124.

Переименования нашего учреждения.

  • С 1946 года – 9 авиационный учебно-тренировочный отряд Северо- Кавказского управления гражданской авиации (9 АУТО).
  • С 01.04.1988 г – Учебно-тренировочный центр Северо- Кавказского управления гражданской авиации (УТЦ СКУГА).
  • С 27.09.1995 г. – Северо-Кавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации (СК УТЦ ГА).
  • С 09.10.2003 г. – Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) «Северо-Кавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» (СК УТЦ ГА).
  • С 19.01.2012 г. – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) «Северо-Кавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» («СК УТЦ ГА»).
  • С 20.07.2016 г. – Федеральное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Кавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» (ФГАУ ДПО «Северо-Кавказский УТЦ ГА»).

Руководители нашего предприятия

Прокуроров Анатолий Иванович (1946-1953)

Демобилизовавшись в 1946г. был назначен первым (после войны) командиром 9-го Авиационного учебно-тренировочного отряда ГВФ, которым проработал до 1953 года.

Родился в 1910г. в Мордовская АССР, г. Саранск . В 1931г. поступил и в 1933г. был в первом выпуске пилотов Батайской школы ГВФ. Продолжительное время работал пилотом — инструктором в школе, обучая курсантов на самолетах У-2 и Р-5.

Участник Великой Отечественной войны от июня 1941г. до мая 1945г. Выполнял спецзадания на самолете Ли — 2 ( был закреплен за штабом Маршала СССР Рокоссовского).

Затем работал Начальником ЛШО, заместителем начальника по летной подготовке, начальником СКУ ГА. Общий налет в гражданской и военной авиации 10 000 часов.


Романов Николай Степанович (1953-1960)

Родился в 1910г. в городе Таганроге.

После школы работал на заводе формовщиком.

В 1932г. окончил Тамбовскую школу ГВФ и в течении трех лет работал в ней пилотом-инструктором. Войну встретил в Московской авиагруппе. С 1942г. по 1943г. был командиром отряда в учебной АЭ Актюбинской школы ГВФ, затем перегонял самолеты на фронт. Работал командиром АЭ в Ташкенте и командиром звена в Минеральных Водах.

С 1945г. по 1949г. — командир корабля Ли-2 в г. Ростове-на-Дону.

С 1949г. по 1953г. — командир звена в 3 отдельной учебной АЭ. Освоил более 20 типов ВС. Налет 19000 часов.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета. «Отличник Аэрофлота».С 1953г. по 1960г. работал командиром 9 АУТО, затем — пилотом-инструктором, а в 1972-1978 годах — инструктором тренажеров. При нём началась подготовка авиаперсонала на самолёт «Супер-аэро», производства ЧССР.

В 1968 году Романову Н.С. было присвоено звание «Заслуженный пилот СССР».


Толстьев Петр Николаевич (1960-1971)

Родился в 1914г. в селе Исаково Ивановской области. В 1937г. окончил Тамбовскую школу ГВФ. Работал пилотом, командиром звена, командиром АЭ в Украинском УГА. В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.

Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны, Красной звезды и медалями.

Летал на самолетах Ан-2, Ли-2, Ил-14, Ту-124.

После демобилизации работал Заместителем начальника СКУ ГП по летной работе, а с 1960 по 1971г. — командиром 9 АУТО.

олстьев Петр Николаевич, который лично внёс огромный вклад по освоению самолётов ТУ-124. В 1969 году было закончено строительство и ввод в строй новых зданий учебного корпуса и тренажёрного комплекса, а также общежитий для переменного персонала УТО, что также является большой заслугой Толстьева П.Н. В тренажёрном комплексе были введены в строй тренажёры КТС АН-12, КТС АН-24 и СШТ. В Учебно-тренировочном отряде освоено обучение на самолёты Л-200 «Морава», АН-24 и АН-26, на вертолёты МИ-1, МИ-4, КА-15, КА-18.


Амелин Михаил Никитович (1971-1979)

Родился в 1919г. в деревне Б.Субоичево Смоленской области. в 1939-1940г. служил в Красной армии. в 1941г. окончил Вольскую военную школу механиков и в течение двух лет работал в ней инструктором.

После окончанияАктюбинской школы пилотов ГВФ, два года обучал курсантов. Затем работал пилотом, командиром корабля, командиром ЛО в Узбекском управлении ГВФ.

В СКТУ ГВФ с 1958г.: Командир 77ЛО (1958-1961г.), Начальник ЛШО.В 1968г. окончил Высшее авиационное училище ГА в г. Ленинграде, а затем КУНС при Академии гражданской авиации. С 1971г. по 1979г. — Командир 9 АУТО.

Освоил 11 типов ВС. Общий налет 15000 часов. «Отличник Аэрофлота». С 1979г. работал в 9 АУТО начальником ЛМК, преподавателем. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Заслуженный пилот СССР.

Амелин Михаил Никитич, который в своё время внёс большой вклад в освоение турбовинтовых самолётов АН-10 и АН-12. При нём, тренажёрный комплекс УТО был оснащён тренажёрами КТС ТУ-134 и КТС ЯК-40. Освоено обучение на самолёты ТУ -134, ТУ-154 и ЯК-40; на вертолёты КА-26, МИ-2 и МИ-8.


Солоницын Анатолий Николаевич (1979-2003)

Родился в 1931г. в городе Окуловка Ленинградской области. В 1950г. окончил с отличием Актюбинскую школу авиамехаников ГВФ и был направлен на работу в Краснодарский аэропорт СКТУ ГВФ, где работал мотористом, а с 1954 по 1957 год летал бортмехаником на самолете Ли-2.

В 1957г. с отличием окончил Сасовское имени Героя Советского Союза Таран Г.А. Летное училище ГВФ, а в 1980г. Киевский институт инженеров гражданской авиации. После переучивания в 1958г. на самолет Ил-14 работал в 77 ЛО Ростовскоо ОАО вторым пилотом, а затем командиром корабля.

В 1961г. переведен в Минераловодский ОАО командиром корабля Ил-14, а в 1962г. один из первых освоил самолет Ту -124. В Минераловодском ОАО работал командиром корабля — инструктором-заместителем командира АЭ, командиром летного отряда.

В 1974г. переведен в Ростовский ОАО на должность заместителя командира 77 ЛО и летал на самолетах Ту-134 и Ту-154. С 1979г. — Командир 9 АУТО (с 1988г. — командир УТЦ СКУГА», с 1995г. — Директор СК УТЦ ГА»).

При Солоницыне А.Н. освоено обучение на самолётах Л-410, М-15 и вертолёты КА-32. Тренажёрный комплекс оснащён тренажёрами КТС Ту-154, КТВ МИ-8, диспетчерским «Двина», модернизированным КТС ТУ-134.

Работал заместителем, а в 2000г. избран Президентом Ассоциации УТЦ гражданской авиации. «Отличник Аэрофлота». В 1983 году было присвоено звание «Заслуженный пилот СССР».


Тетерин Евгений Васильевич (2003-2009)

Родился 20 мая 1947 г. в г.Усть-Лабинск Краснодарского края. В 1968 году окончил Кременчугское летное училище гражданской авиации.

С 1968 года прошёл путь от 2-го пилота воздушного судна до заместителя руководителя Южного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта министерства транспорта Российской Федерации.

За время лётной деятельности им освоены воздушные суда – Ан-2, Ан-12, Ту-154, имеет безаварийный налёт более 10000 часов, пилот 1 -го класса.

Работая в должности заместителя руководителя Южного управления воздушного транспорта министерства транспорта Российской Федерации руководил организацией работы по сертификации эксплуатантов воздушного транспорта, в области авиационной медицины, административного обеспечения деятельности аппарата управления. Занимался разработкой и осуществлением мероприятий по устойчивому функционированию управления и обеспечению юридической законности его деятельности.

За период работы Тетерина Е.В. в должности директора учреждения проводилась работа по модернизации технических средств обучения, компьютеризации процесса обучения, его программному оснащению, методическому обеспечению. В 2004 году в учреждении организован, оснащён техническими средствами обучения и осуществляет свою деятельность цикл по подготовке специалистов в области обеспечения авиационной безопасности. Проведены работы по модернизации тренажёра Ту-154 и тренажёра Як-42.


Опрышко Борис Пантелеевич (2009-2012)

Родился 31 июля 1944 г. в с.Петрушино Неклиновского р-на Ростовской области.

В 1974 году окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации.

С 1963 по 1966г. – курсант Сасовского летного училища Рязанской области.

С 1966 по 1984 г. – второй пилот самолета АН-2, АН-12.

С 1984 г. по 1989 г. -командир авиаэскадрильи 77 летного авиаотряда РОАО СКУГА.

В 2006г. – заместитель руководителя центра по сертификации.

С 2006г. по 2009г. – заместитель директора, с 2009г. по 2012 г. – директор СК УТЦ ГА.

За период работы Опрышко Б.П. в должности директора учреждения проводилась работа по приобретению новых технических средств обучения, внедрению программ подготовки на новые типы ВС.


Астен Алексей Аникеевич (2013-2018)

Родился 27 января 1954г. в г.Шахты Ростовской области.

В 1977 г. окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации.

С 1977 г. по 1979 г. – инженер по спецоборудованию самолета ЯК-40 АТБ Ростовского объединенного авиаотряда.

С 1979 г. по 1981 г . – инструктор тренажера АН-12 9 АУТО.

С 1981г. по 1986г. – бортмеханик самолета АН-12 в 77 авиаотряде.

С 1986г. по 1997г. – бортинженер самолета ТУ-154 Ростовского Авиаотряда СКУГА (затем ОАО “Донавиа”).

С 1997г. по 2010г. – бортинженер-инструкор ЛО самолетов ТУ-154, АН-12.

С 2010 г. по 2012 г. – начальник учебного отдела, с 2012г. по 2013 г. – и.о. директора СК УТЦ ГА.

С 2013 г. по 2018 г. – директор ФГАУ ДПО “Северо-Кавказский УТЦ ГА”.


Кононыхин Александр Николаевич (2018-по настоящее время)

С 2018 г. – и.о. директора ФГАУ ДПО “Северо-Кавказский УТЦ ГА”.

Обратная связь